вторник, 2 марта 2010 г.
ОСНОВЫ ТЕХНИЧЕСКОГО АНАЛИЗА И ЕГО ИСТОРИЯ
1.1. Определение технического анализа.
Необходимые составляющие
для прогнозирования цен
Начнем изучение технического анализа с его классического определения и аксиом, сформулированных в начале 80-х годов трейдером и аналитиком Джоном Мерфи1.
Технический анализ — метод прогнозирования цен с помощью рассмотрения графиков движений рынка за предыдущие периоды времени.
Под термином движения рынка аналитики понимают три основных вида информации: цена, объем и открытый интерес.
Ценой может быть как действительная цена товаров на биржах2, так и значения валютных и других индексов3.
Объем торговли — общее количество заключенных контрактов за определенный промежуток времени, например, за торговый день.
Открытый интерес — количество позиций, не закрытых на конец торгового дня.
Конечно, не все три индикатора равноценны. Главный из них — цена. Ее изучение наиболее удобно, и большинство методов применяются именно к ней. Данные о цене общедоступны для любого рынка, и в наши дни поступают без промедления: через доли секунды появляются в информационных системах, через сутки — в газетах.
Объем торговли также играет большую роль для прогнозирования и является вторичным индикатором, сравнимым с лакмусовой бумагой. К сожалению, его сложно однозначно определить на всех рынках, и данные обычно поступают с небольшой задержкой. Использование объема торгов — уже более специфический метод, чем прогнозирование с помощью цены, поэтому и встречается реже.
1 Джон Мерфи — известный и активиый в мире технического анализа специалист. Он —
автор книги "Technical Analysis of ihc Futures Markets", первого в своем роде учебника по
теории технического анализа.
автор книги "Technical Analysis of ihc Futures Markets", первого в своем роде учебника по
теории технического анализа.
2 Например, кофе, свинина, металлы, ценные бумаги и т.п.
3 Например, курс доллара по отношении) к другим валютам; индексы Доу-Джонса, индекс
грузовых перевозок.
грузовых перевозок.
11
Открытый интерес в явном виде можно встретить, например, при торговле товарными фьючерсами. На некоторых же рынках этот показатель в идеальном виде вообще нельзя определить. В основном он используется для определения текущей ликвидности рынка, заинтересованности в нем участников, обоснованности тех или иных ценовых движений. По степени важности открытый интерес стоит на третьем месте, но пренебрегать им не стоит.
Профессиональный технический анализ обычно строится с использованием максимального количества доступных индикаторов, в идеале — всех трех. Поэтому бытующее мнение о техническом анализе как "прогнозировании цен на основании их движений" не совсем точно соответствует действительности.
1.2. Три аксиомы технического анализа
Работы в области технического анализа за последние 30 лет показывают, что технический анализ — это именно теория с собственной философской системой и набором аксиом. О философской системе речь пойдет немного позже, а все аксиомы разберем прямо сейчас.
Аксиома 1. Движения рынка учитывают все
Это утверждение — краеугольный камень технического анализа; его осознание — главное для адекватного восприятия всех методик.
Суть аксиомы заключается в том, что любой фактор, влияющий на цену (например, рыночную цену товара), — экономический, политический, психологический — заранее учтен и отражен в ее графике. Поэтому изучение графика цен — обязательное условие для прогнозирования.
Пусть этот подход не покажется читателю предвзятым. Ведь трудно не согласиться с тем, что цена чутко реагирует на изменение всех внешних условий. А аксиома говорит всего лишь о том, что на любое изменение цены есть соответствующее изменение внешних условий. Например, в фундаментальном анализе утверждается, что если спрос превышает предложение, то цена на товар растет. Технический аналитик делает вывод "наоборот": если цена на товар растет, то спрос превышает предложение.
Таким образом, люди, использующие технический анализ, живут в реальном мире и четко представляют, что рост и спад цены вызываются определенными фундаментальными причинами. В то же время они не считают, что эти причины нужно знать. Напротив, аналитики и трейдеры стараются с помощью различных инструментов изучить графики движений рынка, предполагая, что в них уже заложены все "физические" факторы.
12
Аксиома 2. Цены двигаются направленно
Это предположение стало основой для создания всех методик технического анализа. Термин тренд* означает определенное направление движения цен. Главной задачей технического анализа является именно определение трендов (т.е. их характеристик от момента возникновения до самого конца) для использования в торговле.
Существуют три типа трендов (рис. 1.1 а,б,в):
1. Бычий (Bullish) — движение цены вверх.
2. Медвежий (Bearish) — движение цены вниз.
3. Боковой (Sideways, Trading Range) — цена практически не
движется.
движется.
Понятно, что все три типа трендов встречаются не в чистом виде, поскольку движение "по прямой" на ценовом графике можно встретить очень редко. Для большей ясности можно определить бычий тренд (рис. 1.2, а) как тот, при котором движения цены вверх преобладают, т.е. больше по величине, чем движения вниз. При медвежьем тренде (рис. 1.2, б) доминирующими будут движения вниз. При боковом же тренде (рис. 1.2, в) колебания цены по сравнению с предыдущими движениями вверх или вниз весьма незначительны.
Специалисты и практики часто используют термин "трендовые рынки", подразумевая при этом, что цена резко движется вверх или вниз, т.е. в бычьем или медвежьем направлении. При этом "боковое" направление считается "бестрендовым". Кроме терминологии, здесь нет никаких противоречий с вышесказанным.
Если тренды существуют, то к ним можно применить ньютоновские законы движения и получить утверждения типа "действующий тренд с большей вероятностью продлится, чем изменит направление", или "тренд будет двигаться в одном и том же направлении, пока не ослабнет". И действительно, все теории и методики технического анализа основаны на том, что тренд движется в одном и том же направлении, пока не подаст особых знаков о развороте.
Аксиома 3. История повторяется
Это естественно и очевидно. Происходит это потому, что из века в век человеческая психология в основе своей неизменна. По сути технический анализ занимается именно историей определенных событий, связанных с рынком,$ значит, изучением человеческой психологии. Ведь главный "двигатель" цен — социально-массовое, эмоциональное настроение. В своих существенных
4 Обратите внимание на то, что "родной язык" технического анализа — английский, и все термины либо переведены на русский, либо произносятся так же, как и в оригинале.
0 коммент.:
Отправить комментарий