Чутье Герчика
пятница, 12 марта 2010 г.
[15.10.07]
Бывший одессит учит россиян играть на нью-йоркской бирже
Константин Фрумкин
Уроженец Одессы, а ныне нью-йоркский фондовый трейдер Александр Герчик все чаще бывает в России: он учит россиян играть на американской бирже. Совместно с российской инвестиционной компанией Itinvest он развивает проект, сочетающий предоставление доступа на нью-йоркскую фондовую биржу с обучением будущих игроков. Сам Герчик не скрывает, что обучить любого нельзя: ведь успех трейдера на 80% зависит от «чутья».
Карьеры наших соотечественников за рубежом всегда удивляют: слишком не похожи друг на друга оказываются две половины жизни – здесь и там. Когда Александр Герчик окончил один из одесских техникумов по специальности «техник-механик», то вряд ли бы поверил, если бы ему предсказали, что он будет работать на Нью-Йоркской бирже. Еще в начале 70-х годов отец Александра развелся и эмигрировал в США. Однако сам Александр тогда еще не думал, что это мост, по которому он пройдет совсем к другой жизни. В начале 90-х отец пригласил молодого, только что отслужившего срочную службу в Советской армии Александра приехать в гости. «Америка мне не понравилась, я хотел уже через 2 недели возвращаться», – говорит он. Но отец смог уговорить. А дальше Александр встретил свою будущую жену – москвичку, перебравшуюся в США двумя годами раньше.
Такси до биржи
Жизнь Герчика в США началась с этапа, характерного для многих приехавших в Америку иммигрантов. Он стал работать нью-йоркским таксистом. Работал три года – с 1993-го по 1996 год. И часто подвозил людей на Уолл-стрит. Эти люди обсуждали в машине сделки, рассматривали биржевые сводки и говорили водителю: «Ты молодой парень, попробуй себя в финансах». Вероятно, тысячи нью-йоркских таксистов подвозят дельцов на Уолл-стрит (в Нью-Йорке, в отличие от других городов Америки, даже богатые люди не гнушаются общественным транспортом). Однако одессит, не в пример многим таксистам, к их советам прислушался. В итоге он поступил на четырехмесячные курсы брокеров при одном из местных университетов. Стоит заметить, что обычно брокерами в Америке становятся люди с высшим образованием. Герчик, который успел в Одессе поступить в один их технических вузов, но не окончил его, стал исключением. По окончании курсов – не имея ни высшего образования, ни хорошего английского, он тем не менее смог сдать экзамены на получение лицензии брокера. «Экзамен очень тяжелый, – вспоминает Герчик, – в Америке брокерский экзамен считается третьим по тяжести – после докторского и адвокатского. Он идет 7 часов, 250 вопросов без остановки».
В течение первых 8 месяцев своей карьеры Герчик работал в небольшой брокерской фирме на обслуживании клиентов. Эта работа ему не понравилась, но Александр увидел, как другие играют на бирже – и зарабатывают. «Я увидел, что если клиенты зарабатывают деньги – почему мне самому нельзя?» После этого Герчик ушел в бизнес, который в США называется дейтрейдингом.
Вообще говоря, дейтрейд от (английского day trade) – это торговля в течение одного дня, когда ценные бумаги покупаются и продаются во время одной торговой сессии. Конечно, это не означает, что трейдер не имеет права покупать акции на более длительные сроки. Но дейтрейдинговым называют брокерский счет, на котором совершается 4 и более дейтрейдов (однодневных операций) в пределах 5 последовательных торговых дней и при этом количество дейтрейдов составляет более 60% от общего количества сделок. Впрочем, еще интереснее то обстоятельство, что сотрудники дейтрейдинговых компаний являются совершенно самостоятельными игроками фондовых рынков, они не получают зарплаты, а зарабатывают за счет торговли на бирже. При этом игроки пускают в оборот как свои собственные средства, так и те, которыми их снабжает компания.
Первым шагом Герчика стал его приход в дейтрейдинговую компанию Worldco. В первые же три недели он проиграл все инвестированные им деньги. «Мне никто ничего не объяснил, я не знал, с какой стороны подойти», – рассказывает трейдер. После этого понял: если идешь в финансовый мир, нужно иметь хотя бы минимальное образование.
Впрочем, под образованием Герчик понимает прежде всего самостоятельный анализ сделок: «Литературу стоит читать по минимуму. Литература – это много разных мнений, и человек начинает теряться в этих дебрях».
А еще бывший одессит запомнил наставление коллеги-японца: «Самое главное, чему ты должен учиться с первого дня – это учиться не терять. Когда научишься не терять – дальше начнешь учиться зарабатывать».
Объяснить все
Герчик пришел к решению: надо не просто играть на бирже, а понимать, что делаешь. «Если человек удачно провел какую-то сделку – он должен понимать, почему он ее провел удачно. Если он на ней потерял – он должен понимать, почему он потерял. Даже если он заработал 20 долларов – он эту сделку сам себе должен объяснить», – говорит Герчик. – Я разбирал свои сделки, записывал все их в дневник трейдера. Я каждый день анализировал все свои сделки, приходил на работу в 5 часов утра и уходил в 10 вечера».
Однако денег пока не было – и поэтому в выходные дни биржевой игрок продолжал работать таксистом. К счастью, жена была менеджером во внешнеторговой фирме и «могла содержать семью».
Первые заработки у Герчика появились примерно через четыре месяца. А дальше он, видимо, уловил какой-то ритм биржи. Начинал Александр с оборота в $10 000 день. Примерно через год работы дневные обороты достигли уровня $1 млн. «Когда я увидел первые деньги, – говорит Герчик, – то понял, что можно побеждать рынок. Это не казино». В настоящее время Александр Герчик вышел на уровень $5 млн в день. При этом переход на иные масштабы работы был сложным психологически. Очень трудно перешагнуть порог и начать инвестировать в день не сто тысяч, а несколько миллионов. Ты должен быть готов за секунду потерять не $800, а $5000. Вот когда готов переступить этот порог – становишься трейдером.
Впрочем, кроме торговли на бирже, у выпускника одесского техникума появилось еще одно призвание, которое отчасти объясняет, зачем он стал ездить в Россию из Нью-Йорка. Герчик почувствовал, что может не только зарабатывать на бирже, но и учить этому других. В результате он стал чем-то вроде наставника для молодых сотрудников в Worldco – то есть для молодых трейдеров, которые, как и сам Герчик еще несколько лет назад, приходят «воевать маркетом» совершенно неподготовленными. «Я брал ребят с заработка $100 000 в год и поднимал их до $250 000 – 300 000, – утверждает Герчик. – Я занимался с ними и смотрел, почему они не могут зарабатывать больше». Педагогическая деятельность Александра имела очень любопытные последствия. В 2003 году он вместе с огромной (больше 100 человек) командой бывших учеников перешел из Worldco под крыло компании Hold Brothers, где Александру предложили позицию управляющего партнера. В результате Hold Brothers смогла мгновенно удвоить свой штат трейдеров, а Worldco через короткое время вообще вышла из бизнеса.
Возвращение в Россию
Среди сотрудников-учеников Александра был один из наших соотечественников, который поработал какое-то время в московском офисе Hold Brother. Он-то и свел Александра с руководством ITinvest – инвестиционной и брокерской компании, входящей в состав холдинга «Русские фонды».
В США Hold Brothers предоставляла услуги только лицензированным брокерам. Однако за пределами страны – особенно в странах Азии – услуги также и непрофессиональным участникам рынка, то есть попросту всем желающим, кто хотел бы попробовать свои силы в игре на Нью-Йоркской бирже (NYSE). И при посредничестве Герчика такой же проект был затеян и Россией при помощи компании ITinvest. Проще говоря, российским клиентам ITinvest предоставлялась возможность играть на Нью-Йоркской бирже при посредничестве компании Hold Brothers, являющейся действительным членом NYSE.
Вообще говоря, услуги такого рода не являются для России уникальными. «Компания GL-Trade два года назад пришла в Россию, предлагая российским профессиональным участникам технические решения интернет-трейдинга на западных биржевых площадках», – отмечает директор по работе на иностранных рынках группы «КИТ Финанс» Зоя Евдокимова.
«Данный вид услуг и спрос на них не являются для России чем-то новым, – подтверждает начальник отдела продаж управления международных рынков ИК «Брокеркредитсервис» Виктор Царев. – В частности, БКС уже несколько лет предоставляет своим клиентам возможность совершать сделки не только на Нью-Йоркской фондовой бирже, но и на NASDAQ, AMEX и других биржах США, а также на LSE и европейских биржах через привычную для российских инвесторов торговую платформу QUIK».
Александр Герчик считает своим конкурентным преимуществом то, что не только дает возможность играть, но и учит. «Конкурентов для нас нет по одной простой причине: я не просто предоставляю доступ, но и обучаю людей. Я могу с нуля сделать человека трейдером», – уверен бывший одессит.
Пока в «российско-нью-йоркском» проекте ITinvest и Герчика занято только несколько десятков клиентов. Но Александр уверен в перспективности данного начинания. «Всякая крупная фирма когда-то начинала с нуля, – говорит он. – Если в определенный промежуток времени мы сможем подобрать 100 или 200 клиентов – это очень хорошие деньги. А что такое 200 человек? Для Москвы это – ничто! В ITinvest есть 3000 клиентов, достаточно, если 10% из них будут торговать с Америкой, а многие к этому склоняются, потому что там есть много очень хороших эмитентов. В России иногда по неделе приходится ждать удобной ситуации, чтобы войти на рынок. А в Америке каждый день есть море эмитентов, куда можно входить».
Заповеди Герчика
Одессит проводит в России лекционные курсы и, кроме того, является соавтором учебного пособия «Курс активного трейдера. На своих курсах Герчик, как некий буддийский наставник, учит будущих трейдеров все делать осознанно, понимая, почему они сейчас покупают или почему они именно сейчас и именно эту акцию продают.
К услугам математиков, которых пытаются использовать на Уолл-стрит, Герчик относится скорее скептически: «В Америке есть так называемые «квантумы», которые ищут закономерности. Есть очень талантливые люди, которые пишут программы для законономерностей. Но в дейтрединге это использовать очень трудно, потому что программы требуют ввода большого числа факторов, а когда надо принимать решение в течение долей секунды, тебе просто некогда его анализировать».
Важнейший источник информации для трейдера – график, отображающий динамику цены акции. «Хотя многие смеются и говорят, что этого не может быть, – рассказывает Герчик, – но многие мои ребята до рабочего дня могут просмотреть 300 – 600 графиков и выбрать из них 30 – 40 перспективных».
Очевидно, что когда решение вызревает в момент просмотра графика, то никакие знания не способны заменить интуицию – то, что Герчик называет «эстетическим чутьем». По мнению Герчика, факторы, определяющие принятие трейдером решения, действуют в следующей пропорции: на 80% – интуиция, на 10% – график и на 10% – прочие виды информации.
«Иногда трейдер просто объяснить не может, почему он совершает ту или иную операцию, – рассказывает Александр Герчик. – Я видел людей, которые не обладают практически никакими знаниями, – и тем не менее у них 80% прибыльных сделок». Поэтому есть и люди, которым Герчик сразу говорит, что у них ничего не получится.
Судьба проекта
«Алекс Герчик производит сильное впечатление, как, наверное, любой герой success story: человек, который смог с абсолютного нуля (нищего иммигранта) подняться до статуса управляющего партнера одной из крупнейших трейдерских компаний, – рассказывает начальник торгового департамента ИК ITinvest Сергей Паршиков. – Профессиональные качества вызывают восхищение у всех, кто представляет себе трейдерскую работу: уникальная работоспособность (по 14 часов в сутки), фантастическая многозадачность, позволяющая в течение дня принимать решения по сотне эмитентов. При этом – великолепный педагог, импровизирующий и обладающий огромным драйвом. Его демонстративный, экстраверсивный стиль может и увлечь, и оттолкнуть. Но слушатели его мастер-класса начинают иначе относиться к игре на бирже».
Впрочем, дело, конечно, не только в педагогическом драйве – и Герчик, и его российские партнеры хотят заработать на российских гражданах, желающих попытать счастья в Нью-Йорке. Конечно, Герчик учит выигрывать, но брокеры получают свои комиссионные с каждой сделки, независимо от того, проигрышная она или выигрышная. По оценкам Зои Евдокимовой из «КИТ Финанса», при активном дейтрейдинге брокерский доход с двухсот клиентов может составлять от нескольких десятков до нескольких сотен тысяч долларов. По словам Сергея Паршикова, если 200 активных клиентов совершают в среднем по 50 завершенных трейдов в месяц, то комиссионные брокера составят $250 000 за это время. «Комиссии на американской бирже «на круг» значительно превышают комиссии, принятые на российском рынке, – отмечает Паршиков, – но тем не менее для амбициозного трейдера американский рынок дает намного больше возможностей и перспектив».
В любом случае все эксперты согласны, что сервис, связанный с предоставлением российским инвесторам возможности играть на западных площадках, перспективен. «Процесс глобализации необратим, и Россия уже стала неотъемлемой частью мировой экономической и фондовой системы, – констатирует генеральный директор ГК «Альянс Континенталь» Алексей Чаленко. – Наше законодательство уже год как позволяет покупать иностранные ценные бумаги из России, и многие инвесторы этим пользуются. Потенциал рынка огромный. Западные рынки, и в первую очередь рынок США, показывают хорошие темпы роста, которые хоть и не настолько высоки, как российские, но зато и риски для инвестора ниже».
Есть, правда, опасность, что Александр Герчик бросит проект, получив должность управляющего крупного инвестиционного фонда. Но пока Герчик продолжает ездить в Москву.
Еженедельный деловой журнал "
0 коммент.:
Отправить комментарий