Месть потревоженных шаманов
суббота, 10 апреля 2010 г.
Posted on июля 29, 2009
(с) «Компаньон magazine» № 10 (28) ОКТЯБРЬ 2008Месть потревоженных шаманов
АРТЕФАКТ, НАЙДЕННЫЙ ПЯТЬ ЛЕТ НАЗАД НА ВОДОХРАНИЛИЩЕ
ПОД ЧЕРМОЗОМ, ОКАЗАЛСЯ НАСТОЯЩИМ «СЕРИЙНЫМ УБИЙЦЕЙ».
ЕГО МИСТИЧЕСКАЯ СИЛА В ДАЛЕКОМ ПРОШЛОМ УНЕСЛА, КАК МИНИМУМ,
ОДНУ ОЧЕНЬ ВАЖНУЮ ЖИЗНЬ. СЕГОДНЯ ЭТА ЗЛАЯ МОЩЬ ВЫПУЩЕНА
НА ВОЛЮ И ПРОДОЛЖАЕТ УБИВАТЬ.
ТОЛЬКО ТЕПЕРЬ — НАШИХ СОВРЕМЕННИКОВ
Облака над Ильинским нет-нет, да и сложатся в морду волка
Попытались было обратиться за помощью к районному православному священнику. Но батюшка отказался даже думать об этой чертовщине. Тогда позвали коми-пермяцкого шамана и людей, занимающихся мистикой и артефактами. Шаман долго и напряженно работал над мечом. По его словам, часть злой силы ему удалось усмирить обрядом, но артефакт был слишком могуч. Пока же работа не закончена, заявил шаман, к мечу лучше не приближаться. Пусть, мол, он постоит тут, за шкафом, обернутый в специально «заговоренную» материю.
Но за шкафом, казалось многим, ему не место. Надо бы перенести меч в специальное хранилище. Эту миссию взяла на себя Татьяна Поносова, руководитель районного дома культуры, бывший сотрудник музея. О том, что произошло дальше, она рассказала сама.
— С виду — железяка железякой, но была в этом мече какая-то тяжесть. Не физическая, как вы понимаете. Много ночей мне потом снились кошмары, я ходила сама не своя. А спустя пару недель едва не утонул мой муж. Спасли чудом. По образованию я физик и до того момента не верила во все эти сказки. Теперь же… Скажу одно: даже не пытайтесь взглянуть на этот меч.
Осматривала меч и еще одна женщина, более 30 лет изучающая мистические явления и артефакты. Зная отношение большинства людей к подобным эзотерическим практикам, она попросила не называть своего имени, но поговорить со мной согласилась. По словам эксперта-эзотерика, меч действительно обладает мощной силой, но действует убийственно только на мужчин. «Я его тискала, как хотела, и ничего», — говорит женщина. А вот в качестве примера злого воздействия меча на мужчин рассказала про еще один случай, приключившийся с неким молодым человеком. Лихой парень каким-то образом ухитрился взять в музее меч в руки и даже сфотографироваться с ним.
Я видел эту фотографию. Крепкий, плотный, круглолицый и пышущий здоровьем парень. Из тех, кого называют «качками» или «спортсменами». Было непросто представить, как, должно быть, исказилось от боли это широкое лицо, когда парня доставали вскоре после встречи с мечом из раскуроченной машины, да еще с тремя пулевыми ранениями. В тот раз он выжил. Но смерть настигла его позже. Вечером именно того дня, когда я смотрел на это фото, бедолагу нашли убитым в собственной ванной…
FANTASY
Возможно, чем больше я опросил бы свидетелей, тем о большем числе подобных случаев пришлось бы рассказать. Но пришла пора поведать о главной жертве злого меча — той самой, с которой все началось.
У шаманов — как канадских, так и пермских — схожий рассказ. Его же повторяет и женщина-эзотерик, и даже руководитель районного дома культуры.
Давным-давно на месте, где был найден меч, жило племя наших предков. Однажды в этом племени родилась чудесная девочка — светлая, как облако, и с голубыми, как небо, глазами. Ей стали поклоняться, девочка была кем-то вроде жрицы женской силы, шаманшей. Или, как назвали ее двое из рассказчиков, «весталкой».
ЖИЗНЬ МИСТИКА
Вид на реку с поля — по реке бежит «дорожка»
Никто и помыслить не мог о том, что на божественное создание можно поднять руку. Но нашелся злодей, который убил молодую жрицу. Скорее всего, это был варяг — викинг, из числа тех, кто, по некоторым данным, бывал в здешних краях. Об этом якобы говорит и сам меч: он не похож на традиционный коми-пермяцкий, скорее — варяжский. Так, во всяком случае, утверждают многие из моих собеседников. Духи, охранявшие юную жрицу, были вне себя от гнева. Всю свою жажду страшного возмездия они вложили в меч — орудие убийства.
Его предали земле, но вот в наши дни извлекли на свет, и гнев духов вырвался на свободу, неся смерть всем мужчинам за страшный грех их неразумного предка-варяга…
HISTORY
Что и говорить, очаровательная, хоть и мрачная история. Осталось найти эксперта, который прольет хоть немного света научных знаний на это нагромождение колдовства.
Андрей Мельничук — кандидат исторических наук, старший научный сотрудник, преподаватель кафедры древней и новой истории России Пермского университета. Он изучал находку Макарова и сегодня жив, здоров и прекрасно себя чувствует. По его словам, найденный меч — никакой не викингский, а типичный боевой меч-палаш воинов VII-VIII века. Он относится к так называемой Ломоватовской культуре. Ученый не исключает, что этим мечом могли совершаться и ритуальные убийства, но связывать это обстоятельство с чередой смертей современников — глупо.
Что же касается жутких смертей Макарова и Лепихина, то они, считает Мельничук, носили криминальный характер.
Мой добрый товарищ Эдуард — по образованию историк. Он участвовал в десятках раскопок. В том числе и там, где был обнаружен меч. Покойный Анатолий Лепихин был его научным руководителем, а покойный же Эльдар Макаров — приятелем, с которым они вместе бывали не в одной экспедиции. Эдуард также считает, что хотя смерти его товарищей оставили много вопросов, но среди этих вопросов нет ни одного о каком-то мече. «Я могу назвать полсотни имен тех, кто знал этих людей. Мы регулярно общаемся, все были на похоронах своих друзей. Я и по сей день ежегодно бываю хотя бы в одной экспедиции, и мы постоянно вспоминаем эти ужасные смерти. Но ни разу (!) в таких разговорах тема какого-то якобы связанного с этим меча не поднималась», — говорит археолог.
Что же касается мифа об убитой «весталке», то он не выдерживает никакой критики. Есть теория — только теория! — что на месте, где был найден меч, жили предки коми. С твердостью можно говорить о представителях Ломоватовской археологической культуры, точнее, о ее Неволинском этапе. Ломоватовский палаш, который датируется VII веком н. э., вписывается в типологию этой археологической культуры.
Правда, примерно там же был обнаружен меч эпохи Каролингов — абсолютно нетипичная, уникальная находка. Возможно, эти два меча соединились в головах современных рассказчиков истории в один. Отсюда и недоразумения с «викингами» и «светлой девочкой с
голубыми глазами».
МИСТИКА ЖИЗНЬ
В последние годы как из-под земли
вылезли фигурки давно забытых
существ, которым поклонялись
предки
«Исходя из этнографического материала, которого я перечитал немало, могу сказать: не было тогда культов никаких девочек или жриц. Был шаманизм, культ предков, космогонические представления о мире. Был культ «братьев-близнецов», культ всадника, матери лосихи, но только не юных женщин, — говорит археолог. — Да и само слово «весталка» пришло из греческих культов, так что и обсуждать тут нечего».
Про то, что в этих краях бывали какие-то викинги, историк «первый раз слышит». «Может, еще и индейцы забегали? — смеется он. — Викинги плавали на ладьях, наводили страх на Англиюи Францию. Зачем им какая-то нищая тьмутаракань, в которую к тому же надо пешком тащиться?» — популярно объясняет нестройность этой теории Эдуард. Как же быть с найденным мечом эпохи Каролингов? Историк полагает, что в этой находке нет ничего удивительного: «При раскопках можно найти китайские монеты, сасанидское серебро, мечи скифского типа, раковины каури — что угодно. Люди и тогда торговали, путешествовали, совершали набеги. Меч мог быть украден, найден, добыт в бою, куплен или выменян».
Ну и, наконец, чудовищная колдовская сила меча. Достаточно быть хотя бы немного знакомым с культами наших предков, чтобы понять: силой может обладать некое место, тщательно выбранное в причудливом ландшафте и в течение сотен лет освященное ритуалами, молениями, жертвоприношениями. Силой могут обладать духи предков и тотемы. Религия была очень утилитарной. Вот природа, вот люди, которые пользуются ее благами или спасаются от ее немилостей. Вот шаман — «переводчик» между людьми и природой. А меч — простое орудие, как и стрела, копье, топор. Он не может, с точки зрения пермского человека 7-8 века, сам по себе обладать силой. Даже если был злодей, совершивший страшное преступление, его, скорее всего, ритуально казнили, а мечом стали пользоваться себе дальше — вещь то дорогая. — Эдик, откуда же тогда «растут ноги» у этой легенды?
— Слушай, ну ты же бывал в Ильинском! Представь, что там делать зимой? Вот они и сидят, выдумывают сказки, легенды и мифы. Создают по мере разумения имидж территории…
— Что же получается? Мне остается тогда только поехать в музей, попросить показать мне меч, убедиться в том, что все это — сказки, и закрыть тему?
— И думать не смей! Даже не приближайся к этому мечу! Тем более теперь, когда ты уже влез в эту историю по уши! — страшно округлив глаза, замахал на меня руками историк-скептик.
— Но почему? Ты же так убедительно разнес в пух и прах всю эту мистику, что мне нечего бояться!
Андрей Мельничук трогал — и ничего. Редактор ильинской газеты «Знамя» Валерий Симонов тоже видел меч и в телефонном разговоре был бодр, обещал вскоре заехать в гости…
В ответ археолог рассказал нечто такое, что заставило меня все же сесть и написать этот текст. На всех без исключения раскопках в разных районах края, где работал мой собеседник, присутствовали странные наблюдатели.
Это два огромных, почти невероятных размеров, ворона. Они не мешали, не шумели — просто были. В Ильинском, в Гляденово, в других местах — везде. И везде — двое.
Было и много другого, чего объяснить невозможно ни исторической наукой, ни даже утренним похмельем. Тени в лесу… шаги на поляне… неясные голоса и фигуры… находки, не укладывающиеся ни в одну стройную теорию… Не нужно, чувак. Незачем. На фиг тебе это надо?
SCIENCE FICTION
Краеведы и просто туристы отмечают: во многих местах края, особенно на его севере, в последние годы как из-под земли вылезли фигурки древних, давно забытых существ, которым некогда поклонялись наши предки. В пещерах стоят идолы, которых вырезал и поставил здесь невесть кто и которых еще недавно и в помине тут не было. Кто-то скажет — возрождение древних традиций. Кто-то зябко поежится…
Что мы открываем такое, раскапывая древние костища, заглядывая в вековые могилы? Каких духов выпускаем наружу? Представляем ли, что будем делать с этим дальше?
Ведь в таких местах, как могильники, святилища, люди много времени проводили, находясь в
неадекватном состоянии — транс, мольба, страх. Там происходил мощный выплеск энергии, и даже сами археологи признают: да, там наблюдаются аномальные явления. Да и сами такие места выбирались не просто так: горные разломы, перекрестки ручьев и рек…
Ильинский — это земля, где женщины все еще ходят на Ведьмину поляну, чтобы набраться сил и женской мудрости. Они говорят, что травяные и грибные круги там становятся год от года все отчетливей. Облака над поселком нет-нет да и сложатся в морду волка, а по реке в безветренный день вдруг побегут «дорожки». От иного пятачка в лесу хочется стремглав броситься прочь: местные без улыбки говорят, что здесь живут Хозяева. Даже ксерокопию заметки о мече ильинцы передали мне на сложенном вчетверо листе, поверх которого красовался нарисованный шариковой ручкой мощный оберег, что можно увидеть здесь повсюду — Обвинская роза…
Какова бы ни была роль меча в далеком прошлом, в нынешней силе артефакта сомневаться уже не приходится. Сегодня, когда история вылезла на свет, когда с каждым месяцем она обрастает все новыми подробностями, когда к ней становятся причастными все больше и больше людей, меч только набирает свою колдовскую силу. Прикоснувшись к нему, человек невольно всасывает в себя все страхи, суеверия, мифы и легенды, которые связаны у других с этим предметом. И вобрав, уже не может избавиться от этого знания, сверяя с ним каждый дальнейший свой шаг. Особенно если этот шаг — последний навстречу смерти.
По-прежнему осталось загадкой, что же такое этот Меч-Убийца. Если даже погибшие в огне археологи не имеют к нему отношения, то как быть с остальными несчастными случаями? Да и существует ли вообще меч в природе? Хотя сомневаться вроде нет оснований. Ведь уважаемый хранитель музея, известный в исторических кругах человек Олег Иванович Отавин подтвердил: да, прячем в шаманской тряпице и никого к нему не пускаем.
Но теперь я уже не уверен, хочу ли знать настоящую историю меча. Хочу ли докопаться до связи между мечом и множеством смертей. Хочу ли я даже вообще видеть это ржавое воплощение зла. Не нужно туда соваться. Незачем.
На фиг мне это надо?
0 коммент.:
Отправить комментарий